Главная » Іновації » Рецензия на фильм «Первый человек» / First Man

Рецензия на фильм «Первый человек» / First Man

Рецензия на фильм «Первый человек» / First Man

Американский режиссёр Дэмьен Шазелл (Damien Chazelle) не может похвастаться большой фильмографией, ведь на его счету всего четыре фильма. Да ещё к паре картин он написал сценарий. Не густо, как для Голливуда, правда? Но если уйти от сухой статистики, то окажется, что Шазелл талантливый режиссёр, снявший такие фильмы как «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд», за который он собрал ворох наград, включая «Оскар» за лучшую режиссуру. «Первый человек» или First Man в оригинале – это четвёртый фильм Дэмьена и пока самая масштабная и дорогая его работа, бюджет картины составляет $59 млн. В основу сценария фильма легла книга Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга». А написать его поручили Джошу Сингеру, получившему «Оскар» за сценарий к фильму «В центре внимания» (Spotlight), который он создал совместно с режиссёром Томом Маккарти. Что же в итоге получилось?

Жанрмелодрама
РежиссерДэмьен Шазелл
В ролях Райан Гослинг (Нил Армстронг), Клер Фой (Джанет Шерон), Джейсон Кларк (Эдвард Уайт), Кайл Чендлер (Дональд «Дика» Слейтон), Кори Столл (Эдвин «Базз» Олдрин) и др.
КомпанииWarner Bros. Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer
Год выпуска 2018
Сайт IMDb

«Первый человек» рассказывает историю подготовки высадки человека на Луну и, собственно, про саму миссию глазами Нила Армстронга, охватывая период с 1961 по 1969 год. При этом отношениям в семье астронавта уделяется чуть ли не половина экранного времени. Это один из источников драмы в фильме, Нил переживает смерь маленькой дочери, он занят на работе и мало времени проводит с семьей. В фильме Армстронга играет Райан Гослинг и в этой роли он немного напоминает своего героя Кея в «Бегущий по лезвию 2049», такой же молчаливый персонаж, который пару раз позволяет себе сильное проявление эмоций. Но как отмечают современники Нила Армстронга, он действительно был не очень разговорчивым и эмоциональным человеком, поэтому можно сказать, что Гослинг с ролью почти справился. Почему почти? Актёру сложновато даётся переход от замкнутости к выплескиванию эмоций, и в эти момент он слегка переигрывает. Вот у кого с этим нет проблем, так это у актрисы Клер Фой, сыгравшей в фильме Джанет Шерон, первую жену Нила. Учитывая роль, она отлично отыгрывает всю гамму эмоций, заставляя сопереживать событиям в жизни семьи Армстронгов.

Второстепенным персонажам в фильме уделяется меньше экранного времени, но нельзя сказать, что они не запоминаются. У зрителей вряд будут проблемы с тем, чтобы идентифицировать астронавта Эдварда Уайта (Джейсон Кларк) или Дональда «Дика» Слейтона (Кайл Чендлер), первого начальника Управления астронавтов NASA. Даже Кори Столл в роли Эдвина «Базза» Олдрина, эпизодически появляясь в кадре, не выпадает из истории. В целом, сценарий даёт возможность раскрыться всем персонажам, и проблем с тем, чтобы понять их мотивацию нет.

В фильме режиссёр много работает с крупными планами, позволяя себе изредка растягивать общие. При этом у Шазелла в отличие от Вильнёва сохраняется динамика повествования, он не пытается дать зрителю больше времени, чтобы насладиться визуальной картинкой. Так что даже несмотря на приличный хронометраж больше двух часов, фильм смотрится на одном дыхании.

Работая над сценарием Джош Сингер проделал огромную работу, потратив 4 года на изучение биографии Армстронга, поэтому все события и люди в фильме вполне реальные. Даже соседство Нила с Эдвардом Уайтом – это не фикция, выдуманная в угоду сценарию. Но усиления драматического эффекта Сингер использует один и тот же приём. В критический момент он отрезает главного героя от окружающего мира, заставляя его самостоятельно переживать случившееся. Хотя Армстронг в минуты горя никогда не был один, у него была семья, были его коллеги по проекту и друзья. Они уж точно переживали случившееся не меньше его. Это создаёт определённый диссонанс, так как даже по фильму Нил не отшельник и не замкнутый человек, он вполне успешно взаимодействует с другими персонажами.

При этом картина не сильно заостряет внимание на проблемах программы «Джемини», которая стала основой для запуска миссий «Апполон», оставляя их в большей степени за кадром. Это не было бы проблемой для обычного байопика, но «Первый человек» не показывает нам всю биографию Армстронга, а только несколько лет его жизни, частью которых была именно подготовка к полёту на Луну. Из фильма вы лишь мельком узнаете, как эта подготовка проходила, и если ранее интересовались этой темой, то не узнаете ничего нового.

Впрочем, «Первый человек» всё-таки освещает основные эпизоды из биографии Армстронга, связанные с космосом. Это и полёт на экспериментальном самолёте-ракетоплане North American X-15, и миссия «Джемини-8», во время которой была проведена первая стыковка космических аппаратов, пускай и не совсем удачная, ну и собственно запуск ракеты «Сатурн-V» и полёт «Апполлон-11» , который доставил Нила Армстронга на Луну, позволил ему ступить на её поверхность и вернуться назад на Землю.

При этом стоит отметить, что режиссёр скрупулёзно подошёл к тому, чтобы достоверно показать зрителям всю технику, которая помогла людям подготовится к полёту и таки полететь на Луну. Часть съёмок при этом велась как будто из кабины этих летательных аппаратов, что с одной стороны позволило Дэмьену Шазеллу сэкономить на спецэффектах, а с другой создало для зрителей эффект присутствия.

Что ещё радует в картине, так это отсутствие пафоса и клише. Вы не увидите в фильме установку американского флага на поверхности Луны, которому режиссёр мог бы посвятить минуту-другую. Хотя сам фильм – это безусловно великолепная пропаганда достижений NASA и, соответственно, США, как государства.

[embedded content]

4.5

Редакция ITC.UA

Плюсы: режиссёрская работа, интересная история в основе, хорошее раскрытие персонажей, Клер Фой в роли первой жены Армстронга

Минусы: хотелось бы видеть больше подробностей о миссиях «Джемини» и подготовке к запуску «Апполон-11»

Вывод: «Первый человек» — интересная смесь байопика, исторической и семейной драмы, в центре которой находится фигура Нила Армстронга, первого человека, ступившего на поверхность Луны. И пускай главный герой в фильме показан излишне замкнутым, а в сценарии уделяется не так много внимания подробностям подготовки к полёту и высадке на Луну, картина смотрится на одном дыхании

Дякуємо: itc.ua

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*